выпуск девятый
МЕРГАСОВСКИЙ
Фото Кирилла Михайлова для Enter
1 Давно привлекал нас. Сначала мы хотели делать оперу на ступенях, но не получилось - дом уже был под расселение ↓
2 Возникла тема Казани и первым домом стал Мергас - цитата Ксюши
3 Эскиз - фотки, комменатрии → 4 что еще было на АРТ подготовке + ++
5 Перенос в зал, спектакль, КСЮША
6 Уборка и консервация
7 Что сейчас, кратко - выставка в ГСИ

!!! Ссылка на истории жильцов в Инде / Энтер (?)
Лев Переулков (с) (актуальное)

Там была такая история: с одной стороны, какое-то количество времени, скажем, два года назад, у Инны Ярковой с Артемом Силкиным была идея делать оперу на этой лестнице во дворе Мергасовского. Но в этот момент вопрос расселения был очень острым, им не дали разрешения делать что-либо во дворе этого дома, около дома, на доме, в доме и так далее. Прошло какое-то время, и во время разговора про очередную лабораторию Инна заявила: вот, есть тема этой «АРТ-подготовки» — Казань, если есть какие-то идеи про то, что с этим делать, то скажите. Я говорю: давайте делать спектакль про дом.

Мы начали это обсуждать, и в разговоре довольно быстро всплыл Мергасовский дом, как раз потому, что была идея делать там оперу и так далее. Конечно, да,


когда ты говоришь «мергасовский», сразу у всех всплывают миллионы историй, людей, мест, событий, которые с каждым происходили или происходят, то есть это был такой очевидный кандидат. Но мы думали об этом как о спектакле, который будет поставлен в «Углу», например, и даже в какой-то момент обсуждали это... Долго не могли найти режиссера. И вот тогда появилась Вера Попова, к счастью.


Вы ездили к Поповой в Санкт-Петербург как куратор проекта или как художник? Или все вместе?
— И то и другое. Просто в этом проекте практически сразу появились Радмила Хакова и Йолдыз Миннуллина. Не было понятно вообще, что будет происходить с домом дальше, и до сих пор не очень понятно, при этом хочется не то чтобы законсервировать, но сохранить если не сам образ дома, то историю людей, которые в этом доме жили. И для меня было актуальным и до сих пор является актуальным вопрос про то, делает ли человек место или место делает человека. Что в Мергасовском важнее — два татарских писателя, которые там жили и таблички с именами которых прибиты к фасаду, и они не дают снести дом, или... дом был настолько принципиально важным, знаковым местом для Казани, и поэтому там жили данные писатели и после этого жили и имели мастерские множество художников — Мавровская, Альмеев, Тимофеев и так далее.
— Вы ответили на этот вопрос для себя?
— Нет, для меня он по-прежнему открытый. Да, известные люди важны, они жили в этом доме, и поэтому в том числе этот дом невозможно сейчас просто взять и снести, я надеюсь. С другой стороны, эти люди поселились здесь тоже не просто так. Да, понятно, что центр города, «Черное озеро»... Но нужно еще сказать, что это был такой дом-мечта, который был построен для людей нового типа, нового быта, это тоже людей не самых простых туда привлекло.
Мне было важно, чтобы эти истории собирал кто-то из местных. Понятно, что можно было работать с профессиональным драматургом, но здесь было важнее найти не то чтобы профессионально работающего с театральными текстами человека, а человека, который имеет к этому личное отношение и для которого данное место так же значимо, как для меня, например. Поэтому появились Радмила и Йолдыз, у них были совершенно разные подходы к текстам, к тому, как они их находили. То есть Йолдыз по привычке работала с библиотеками и с какими-то материалами, которые она находила; Радмила, как обычно, работала с людьми, что она делает очень профессионально и умело. Правда удивительно — ни один человек, к которому она обращалась, не отказал, все готовы были делиться историями...
— Как вас вообще пустили на балконы жилых квартир?
— Было довольно очевидно, что эскиз можно делать, например, во дворе дома, как-то задействовать лестницы, которые очень хорошо организовывают пространство внутри, но я отказывалась. Мне казалось, что мы влезаем в какое-то слишком личное пространство, что этот двор является продолжением квартир этих людей, что истории, рассказанные нам людьми, которые там продолжают жить или жили там совсем недавно, во дворе этого дома будут звучать как подслушанные, что эта дистанция слишком мала. Хочется, с одной стороны, иметь с этим домом связь, но, с другой стороны, не быть внутри него... К счастью, нам удивительным образом согласовали эту площадку над гаражом по улице Кави Наджми напротив Мергасовского дома и сказали, что можно топтать газон...
— Даже так.
— Перестелить газон над гаражом якобы недорого, можно в случае того, если его истопчут (конечно же, истоптали), его перестелить. Там были жители этого элитного жилого комплекса, была одна женщина, которая приходила и возмущалась, но тоже довольно лениво. Но сложнее всего было как раз договориться с людьми, живущими в этих квартирах, на балконы которых выходили актеры.
И вот мы идем к жильцу с третьего этажа, который удивительным образом соглашается на все, он еще не сразу понимает, во что он влез, как мы будем топтать его балкон каждый вечер на протяжении недели... В результате мы с ним расстались какими-то друзьями-друзьями, он до сих пор спрашивает, когда же можно будет посмотреть спектакль на видео, потому что постановка ему понравилась. Вообще мы переживали по этому поводу и были удивлены тем, что большая часть жителей дома пришли на спектакль и говорили нам потом много хороших слов, мы этого не ждали.



https://vk.com/gorodartpodgotovka

уборка: видео https://kazanfirst.ru/posts/490411

https://entermedia.io/city/chto-znachit-mergasovskij-dom-dlya-kazani/
https://www.idelreal.org/a/30033414.html
https://inde.io/article/24240-shansy-na-spasenie-est-vsegda-monologi-kazantsev-kotorye-zaschischayut-arhitekturnoe-nasledie
https://www.business-gazeta.ru/article/385710#4

https://inde.io/news/15196-premier-ministr-rt-aleksey-pesoshin-mergasovskiy-dom-snosit-nelzya-ego-nuzhno-restavrirovat

Фотки
https://gdb.rferl.org/37510410-71C7-4DD4-8693-BBC3FD1370D2_cx0_cy5_cw0_w1597_n_r1_st.jpg
blob:https://web.telegram.org/729b474d-b95d-4441-a905-9da316c8be8a
https://sun9-72.userapi.com/c850136/v850136857/7cbee/J9S3MhH2OWw.jpg