выпуск восьмой
единственная полностью детская лаборатория в Свияжске
три сказки Пушкина (почти) на острове Буяне —
очень весело у нас!!!! кони балалайки катера...
из переписки с администраторами лаборатории Анжелой, Настей и Алмазом
...В другой раз закинул Олег Соломонович невод, пришел невод... о чём это мы...
В 2015 году мы приехали в Свияжск со второй театральной лабораторией — по сказкам Пушкина.
С одной стороны, нам всегда хотелось делать детский театр, не как принято, а как интересно живым и настоящим детям и подросткам, живущим рядом с нами.
А с другой — сюжеты в пушкинских сказках все сплошь «свияжские»: о попе, о рыбаках, об острове-граде. Кстати, существует мнение, что именно со Свияжска написал Александр Сергеевич свой остров Буян. В общем, лиха беда начало, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается...
Получилось три эскиза по трем сказкам. Все три показывали зрителям 1 августа.

Как мы готовились к АРТели:


Настя Радвогина

помощница режиссеров

«...На самом деле, уже сложно выделять одну определённую лабораторию. Когда оглядываюсь назад, ощущение такое, что побывала на настоящем большом рок-фестивале длительностью в несколько лет (от слово «лето»). Сказки Пушкина начались для меня с самого первого дня, когда я ждала прибытия режиссеров в пустой гостинице совершенно одна. Было страшно. Очень! И, когда ночью они, наконец, приехали, мне кажется, я никогда в жизни не была так рада людям! Сразу стало понятно, что мы будем одной большой семьей.

На этой лаборатории я обрела напарника на всю жизнь — Анжелу. Мы впервые работали помрежами вместе. Особенно приятно, что для этой лаборатории я сделала свою первую афишу. Приятно, что мне доверили такую миссию».
«...Эта лаборатория в очередной раз дала почувствовать, насколько Свияжск — живой и самодостаточный организм. Космос на воде. С Настей мы работали впервые и я до сих пор вижу картину, как мы идём в сторону конного двора и обсуждаем, сколько всего предстоит сделать и как все успеть.

Объясняю: в эскизе по «Сказке о Балде» актер должен был косить, ездить на мотоцикле и верхом на лошади. Нужно учесть, что он не то, чтобы совсем не умел этого делать, но лёгкий ужас от такой перспективы у него в глазах читался. Так вот, мотоцикл с люлькой мы позаимствовали прямо во дворе локации. А с лошадьми на острове — отдельная история. На острове есть конюшня, где работают чудесные люди. Айсылу — самый главный человек, такой связист между человеком и лошадью. Каждый день перед завтраком мы кормили выбранную лошадку, что бы она привыкала, и почти каждый вечер тренировались езде на ней. У неё был опыт киносъёмок, поэтому характер был понимающий и спокойный. Актёра звали Андрей. Он сдружился с животным, что помогло справится с задачей».

Анжела Фатхуллина

помощница режиссеров

А потом были показы:

В первый день августа на острове, который Пушкин как-то сравнил с Буяном, показывали три эскиза, созданные режиссерами и актерами в течение десяти дней. В первом дождь накрапывал в середины, во втором – моросил ближе к концу, а третий, к счастью, можно было смотреть под крышей. Но зато потом транспорт с «АРТели» просто уплывал.

Из репортажа журнала «Собака». Полностью здесь →

«ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК»
эскиз Елизаветы Бондарь
ЕЛИЗАВЕТА БОНДАРЬ —
одна из ведущих молодых режиссеров музыкального театра в России.
Выпускница факультета музыкального театра (мастерская народного артиста РФ профессора Д. Бертмана) РАТИ (ГИТИС).

Фото Юлии Калининой для «Собаки»
профессиональная вокалистка будет самостоятельным музыкальным инструментом
Елизавета Бондарь, режиссер
Эскиз Лизы был музыкальным. Помимо артистов Казанского ТЮЗа и актеров-студентов, с ней работали скрипач, пианист, вокалист. А площадкой для показа стал спортзал свияжской школы.

«Собственно, эскиз был не про Пушкина, не про Дадона и Петушка, бог бы с ними, он был про подростков, про их жестокость и ранимость, первые интимные переживания и самоутверждение через силу, про их одиночество. Текст Пушкина ничего не добавлял к этой истории и не мешал ее развитию».

Из репортажа Бизнес Онлайн. Полностью здесь →

Слово — режиссёру:
«Что характерно, все актеры у нас «непоющие». Поэтому мы специально пригласили одну профессиональную вокалистку. В эскизе она будет самостоятельным музыкальным инструментом. Это лаборатория, поэтому, все будет додумываться, рождаться в процессе, когда я почувствую пространство, увижу людей. Первая музыкальная ассоциация со сказкой - это, несомненно, музыка Римского-Корсакова. Наша задача – сделать саунд-драму по мотивам оперы. Только пока сложно понять, успеем ли мы это сделать в формате лаборатории, всего за 10 дней...», —

Лиза Бондарь, режиссер

Фото: Рамис Назмиев
«СКАЗКА О ПОПЕ И РАБОТНИКЕ ЕГО БАЛДЕ»
эскиз Дмитрия Егорова
ДМИТРИЙ ЕГОРОВ
известный российский режиссер и драматург (пишет под псевдонимом «Данила Привалов»), режиссер более 20 спектаклей в Барнауле, Владикавказе, Екатеринбурге, Москве, Новосибирске, Санкт-Петербурге, Саратове.
Фото Юлии Калининой для «Собаки»
важно чувство юмора, даже при общении с чертями
Митя Егоров, режиссер
Из Пушкинской сказки Митя сдела спектакль-променад. Декорациями к эскизу стал практически весь остров-град — гости шли от Ленивого Торжка ко двору гостиницы, на берег Свияги и обратно во двор.
Именно для митиного эскиза наши администраторы раздобыли мотоцикл и лошадь. А исполнитель роли Балды Андрей Ясинский буквально за неделю освоил оба эти вида транспорта.
Слово — режиссёру:
«Скажу честно, у меня есть желание сделать эскиз про дружбу. Про то, как важно находить компромисс и уметь договариваться. Хочу, чтобы все заканчивалось хорошо. Я не раз говорил в интервью, я — человек верующий. Мне хочется сделать богоугодное дело и ни в коем случае никого не обидеть. А еще я очу сделать хорошую игру, «бродилку» для детей! Поговорить о доброте, о том, как важно быть другом. Как важно чувство юмора, даже при общении с чертями. Кстати, Балда, на мой взгляд, большой молодец – он сумел договориться даже с чертями!» —

Митя Егоров, режиссер

Фото: Рамис Назмиев
«Остров начал вносить свои коррективы уже на показе. Лодка с участниками эскиза: режиссером Павлом Зобниным, критиком Ниязом Игламовым, студентом театрального училища и сыном хозяина лодки — не завелась. На репетициях и прогоне всё было хорошо, а на показе актёры не смогли её завести. Что они сделали? Гребли руками! Такая картина: небо, вода, идёт дождик и где-то издалека медленно приближается лодка с людьми в чёрном. Очень медитативное было зрелище и совсем не выбивалось из контекста»

Анжела Фатхуллина

помощница режиссеров

«СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ»
эскиз Радиона Букаева
РАДИОН БУКАЕВ
Был участником самой первой «АРТели» в 2014 году и второй островной лаборатории и работал с нами на проектах в Казани. А в этом, 2020-м году стал художественным руководителем Казанского ТЮЗа. С ТЮЗом мы делаем и делали много проектов вместе — на Свияжске и вообще. И питаем к театру самые теплые чувства.

Подробнее:
Радион Букаев родился в Казани. В 1994 году закончил Казанское Суворовское Военное училище; в 1998–2003 гг. — работал в Студенческом театре МГУ; 2003–2007 гг. — обучался в Театральном Институте им. Б. Щукина (режиссерский факультет, мастер А. Вилькин);
С 2011 г. является участником семинаров-лабораторий по поддержке театров малых городов России, организованных Государственным Театром Наций. С марта 2013 года — Главный режиссер Елецкого драматического театра «Бенефис». Постановил более 20 спектаклей в театрах России, среди которых постановки в национальных театрах Адыгеи, Хакасии, Татарстана.


Фото Юлии Калининой для «Собаки»
Радион Букаев <...> ограничился одной пляжной локацией.
Эскиз по «Сказке о царе Салтане» начинается со сцены, в котором разведенный отец проводит время с сыном, который уткнулся в телефон и ни шашлыки, ни сказки его не интересуют. Истерика по поводу семейной ситуации заканчивается видением по мотивам пушкинской истории. Получилась компактная повесть. Ткачиху, повариху, сватью бабу Бабариху, царевну Лебедь, купцов и царицу Милитрису играют три девушки. Здесь работают юмор и минимализм. Чтобы стать комаром, достаточно надеть очки для плавания. Лебедь, изначально, это просто рука. Ну а последним подарком Салтану становится телефон с селфи – мол, вот такое чудо! А в итоге и царь найдет потерянную семью, и отец помириться с сыном. Жаль, осталась невыясненной судьба шашлыка.

Из репортажа журнала «Собака». Полностью здесь →

Слово — режиссёру:
«Сказка о царе Салтане» — самая непростая сказка Пушкина. Мы долго «копались» в тексте, искали главную тему, и только буквально вчера нашли. Это тема взаимоотношений отца и сына. Я думаю, она сейчас столь же актуальна, как и во времена Пушкина. Гвидон - это изгнанник. Его фактически отправили в море, на смерть. Он очень хочет, чтобы к нему приехал отец, он ждет его. А ткачиха, баба бобариха и повариха вставляют палки в колеса. На мой взгляд, это история об отношениях. И мы попытаемся эту тему раскрыть», —

Радион Букаев, режиссер


Фото: Рамис Назмиев

Я там был, мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочил.