выпуск шестой
ОЛЕГ ЛОЕВСКИЙ
арт-директор
«Свияжск АРТели»
Свияжск АРТель - это сайт-специфик театральная лаборатория на Свияжске. Сайт специфик значит, что все темы и сюжеты связаны с самим островом. Мы изучаем остров с многовековой историей при помощи современного театра. В 2017-м мы исходили все берега на променадах, с головой погрузились в иммерсивность, промолчали целый час большой компанией, посмотрели Чехова у городской стены. А теперь рассказываем с фотографиями.
«Тема нашей лаборатории — это жизнь острова Свияжск. Звучит она, если описывать в трёх словах, так: монастырь, тюрьма, психушка. Монастырь — добровольное ограничение, тюрьма — вынужденное ограничение, психушка — ограничение природное или социальное.
Это три ипостаси острова, три ограничения, и вот с этими ограничениями мы попросили поработать трёх режиссеров: Михаила Бычкова, Всеволода Лисовского, Массимо Фурлана.
Эта лаборатория уже четвёртая, это четвёртое исследование в области театра, и, прежде всего, это история, связанная с нетеатральными пространствами. Мы должны понимать, что театр может происходить везде. В данном случае Свияжск — это идеальная сцена для наших экспериментов» - Олег Лоевский
ОСНОВНАЯ ПРОГРАММА
МАССИМО ФУРЛАН
режиссер
КЛЭР ДЕ РИБОПЬЕР
драматург
Перформанс режиссер Массимо Фурлана создал вместе с драматургом Клэр де Рибопьер в рамках резиденции IV «Свияжск АРТель». Их соавторами стали пятнадцать свияжских школьников и четыре профессиональных актера: Павел Поляков, Дарья Андреева, Анастасия Радвогина, Айгуль Ахметова.
В перформансе Фурлан размышляет о взрослении и поиске собственной идентичности, любви, памяти.
Перфоманс «В глубокой воде»
О методе Массимо Фурлана рассказывает критик РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ:
«Швейцарский итальянец Массимо Фурлан известен тем, что эксплуатирует свои детские воспоминания. Причем, в отличие от большинства художников, которые «родом из детства», он не выбирает какие-то частные, глубоко личные впечатления, которые потом делает достоянием зрителей. Напротив, господин Фурлан находит нечто, что было событием для миллионов людей, а заодно оставило и в его детской памяти неизгладимый след. В театральных вузах есть такой спецсеминар "Реконструкция старинного спектакля". Так вот жанр, в котором поставлены спектакли Массимо Фурлана, это «реконструкция события». Например, однажды он сделал на настоящем футбольном поле спектакль-реконструкцию полуфинального матча на кубок мира по футболу 1982 года между Францией и Германией.
[А его спектакль «1973» посвящен Евровидению]<...>Телевизионная запись конкурса то и дело возникает на экране, сохранены комментарии ведущих и последовательность выступлений. А сами песни исполняет Массимо Фурлан, успевающий переодеться представителем очередной страны»
«Мы выбрали для работы здание школы Свияжска, потому что оно привлекло нас своим размером, архитектурой и расположением. Проект «В глубокой воде» затрагивает вопросы индивидуальных особенностей подростков: их гибкости и хрупкости. Мы задаемся вопросом: какое влияние на подростков оказывают ограничения?»
«Палата номер шесть»
МИХАИЛ БЫЧКОВ
режиссер
Чеховский сюжет про потерю рассудка и свободы отлично вписался как в тему лаборатории — ограничение, так и в островное пространство с его историей. Поставил Чехова Михаил Бычков —театральный режиссёр, создатель и художественный руководитель Воронежского камерного театра.
«Для меня сегодня «Палата №6» — это про человеческие слабости, про то, как привычка к комфорту, к удовольствию толкает к конформизму, разрушает нас как сознательных, принципиальных личностей, и в конце концов мы оказываемся в некой палате, под присмотром сторожей. Но это следствие не только того, что мир устроен как-то несовершенно, а следствие нашей слабости, лени, трусости, если угодно, чего не хотелось бы.
Я стремился в Свияжск для того, чтобы пройти каким-то иным путем, пусть и с хорошо знакомым чеховским материалом, нащупать для себя что-то новое: и технологически, и по смыслу. Цель заключалась в том, чтобы сделать то, что невозможно повторить в условиях обычной сцены, и можно увидеть уникально только в этом месте. В какой-то части это получается.
Пространство, которое мы нашли, взаимоотношения в этом пространстве того объективного, что в Свияжске уже существует, я имею в виду архитектуру этого места, и той субъективности, которую мы сюда привнесем своим театральным действом... Это, конечно, повторить нигде невозможно»


В эскизе сыграли: Павел Густов, Елена Калаганова, Алексей Егоршин, Леонид Обойшев, Руслан Январев, Рамиль Вазиев, Денис Крутовских, Камиль Тукаев.
«Случайные фрагменты из «Надзирать и наказывать» Мишеля Фуко»
Идеолог московского «Театра.doc» и экспериментального проекта «Трансформатор.doc» и массы других комиссар Всеволод Лисовский в рамках «Свияжск АРТели» поставил труд Мишеля Фуко «Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы».
ВСЕВОЛОД ЛИСОВСКИЙ
комиссар
Формат эскиза – иммерсивный променад. Зрители шли вдоль берега, натыкаясь на актеров в самых неожиданных местах — среди кустарника и на столбе. Текст Фуко звучал из-под песка и раздавался над рекой.

Актеров выбирали на кастинге. Некоторые из них приехали за режиссером из Москвы. В постановке участвовали и профессиональные актеры: Елена Качиашвили, Регина Саттарова, Ильнур Гарифуллин, Мария Сивова, Полина Малых, Гузель Валишина, Александра Краева. И непрофессионалы: Дина Сафина, Ильдар Гибадуллин, который дебютировал в «Индивидах и атомарных предложениях» Лисовского в Углу, Алиса Сафина, которая играла в его москвоских «Вакханках».
«Это такая коротенькая история про расчленение. Душа расчленяет тело, текст расчленяет душу, пространство расчленяет текст. Но кончится все хорошо, и все умрут. Остается вопрос: при чем здесь Фуко? А чем Фуко плох? Островному ландшафту все равно, что расчленять. Он что хочешь расчленит. Какой текст ни предложи ему — результат один».
OFF - ПРОГРАММА
«Музей мест которые...»
ДМИТРИЙ ВОЛКОСТРЕЛОВ
режиссер
Впервые «Музей мест, которые...» появился в Свияжске в рамках «Свияжск АРТели» летом 2016 года и просуществовал всего один день. Шел без остановки пять часов! Тогда о «своих» местах участники рассказывали лично. В 2017-м место проводников-актёров в «Музее» занял аудиогид. Объектами были локации и виды самого острова. Зрители исследовали остров, разыскивая таблички и слушая описание места.

Авторы «Музея мест, которые...» — режиссёр и создатель независимого театра post Дмитрий Волкострелов и актёры: Дария Гомес (Харьков), Екатерина Иванова-Тараканова (Киев), Аркадий Черкашин (Москва), Микита Ильинчик (Минск), Лилия Шайдуллова (Санкт-Петербург).
«Одним из критериев отбора актёров был важный факт их биографии: никто из них до начала работы над «Музеем мест, которые...» никогда не был в Свияжске. Мы пытались задокументировать наше первое впечатление. До того как наш спектакль стал «Музеем мест, которые...», каждый автор музея, впервые оказавшись на острове, попробовал найти здесь своё место. Ведь у каждого человека должно быть своё место. Но таких мест у каждого оказалось несколько. Возможно потому, что невозможно найти только одно своё место, человеку свойственно искать. В том числе и ещё, и ещё, и ещё другие места. Когда мы нашли свои места, несколько своих мест, мы попытались их описать, каждый — свои.
Теперь наш «Музей мест, которые...» открывается в Свияжске на постоянной основе. Это уже не совсем тот музей, что был год назад. Теперь он существует на острове каждый день всё лето. Он существует без авторов, художников и актёров, которые его создали. Он существует сам по себе. Более того — за прошедшее время многое изменилось, и теперь на острове уже нет нескольких «Мест, которые...». Но они все равно с нами: в нашей памяти. Наравне с теми «Местами, которые...» выступают равноправными участниками этого спектакля. У нас есть возможность помнить эти утраченные «Места, которые...», а у вас есть шанс обрести утраченное, то, что ушло навсегда. Ведь исчезновение с карты и территории, из пространства «Места, которое...», не означает, что оно исчезнет из времени. Время и память — не линейны. Было бы странно сказать, что мы утратили какое-то «Место, которое...», ведь на самом деле мы храним наши места внутри нас».
Показ фильма «Аритмия»
БОРИС ХЛЕБНИКОВ
режиссер
В рамках off-программы «Свияжск АРТели» мы за два месяца до показа в кинотеатрахсмотрели победивший на «Кинотавре» фильм «Аритмия» . Представлял его лично режиссер Борис Хлебников.

«Аритмия» снималась в Ярославле. Герои живут в реальной крошечной однокомнатной квартире, в которой съемочная группа целиком не помещалась. Режиссеру приходилось сидеть с монитором на лестничной клетке.
«Ты не можешь писать фильм про врачей, не зная того, как они разговаривают и работают. Так мы начали собирать живые диалоги, фактуру, на съемках был медицинский консультант. В такой обстановке невозможно сохранить условность жанра.
Герой «Аритмии» — не борец с системой, он вообще не очень понимает, что это такое. Он талантливый врач и его волнует только работа. Другое дело, что степень его свободы мешает самой системе, но герой этого не осознает, и поэтому речи о борьбе не идет»
«Молчание на заданную тему»
В выставочном зале «Старая водонапорная башня» «Молчание» играли на фоне экспозиции работ фотографа Сергея Литовца. В начале 1990-х он работал санитаром в Свияжской психиатрической больнице и снимал жизнь ее обитателей и жителей острова-града. Яркий документ жизни «старого» Свияжска создавал вокруг себя сильнейшее эмоциональное поле. По идее он должен был активно мешать показу медитативного «Молчания», но, вопреки опасениям авторов и исполнителей, сработал эффект остранения. В заряженном работами Литовца пространстве спектакль резонировал особенно сильн, прозвучал тихой кульминацией офф-программы «АРТели»-2017.
АЛЕНА СТАРОСТИНА
ИВАН НИКОЛАЕВ
ДМИТРИЙ ВОЛКОСТРЕЛОВ
АНАСТАСИЯ РАДВОГИНА
Актеры:
Чтобы подготовить программу, мы уезжаем на остров за неделю до начала показов. Событий в эту неделю хватит года на три. Много и работы, и отдыха.
Свияжск в полуденную жару и вечером, оставленный туристами, на закате и на рассвете, на берегу Волги и Свияги. Эти воспоминания мы храним в самой глубине нашего углового сердечка.
КАК СОЗДАЕТСЯ АРТЕЛЬ